6 июня 2003 Образование

Обзор российской прессы за 05 июня 2003г.


(обзор подготовлен ГНИИ ИТТ "Информика")
Дата: 05.06.2003 Название: Упражнение на сложение Автор: АЛЕКСАНДР РАТНИК Издание: KARJERA Школа - первая ступенька карьеры. Само собой разумеется, лучше сразу вставать на ступеньку твердую. И - наверх. В этом месяце "Карьера" публикует топ-лист московских гимназий, сводку, интересующую и родителей, и учебные заведения, и просто читателей. Гимназия (ж. греч. казенное) - гражданское учебное заведение средней степени, между низшими и университетами. (Толковый словарь Даля) Гимназия (от греч. gymnasion - помещение для гимнастических упражнений) - среднее учебное заведение. (Толковый словарь Ожегова) Государственных школ по-прежнему больше, чем частных. А ориентироваться в них становится все сложнее, ведь не так много осталось таких, которые согласятся с определением "обычная". И сегодня родители при выборе учебного заведения ориентируются на содержание обучения, статус и авторитет. Слово "гимназия" звучит и авторитетно, и вполне "статусно". Гимназий в Москве около сорока. Цифра невелика, и круг выбора не кажется широким. Тем более что во всех гимназиях обязательно изучение двух иностранных языков, а во многих еще и латыни, связь с вузами имеется, процент поступления в вузы повсеместно равен 100 (и, как правило, соответствует истине). Спрашивается: почему же тогда многие дети ездят учиться из одного конца Москвы в другой, вместо того чтобы пройтись до соседнего квартала? Потому что на самом деле гимназия гимназии рознь. И чтобы не отдать ребенка "не туда", родителям следует внимательно рассмотреть предложения образовательного гимназического рынка. И как говорят в Одессе, почувствовать разницу. В одних гимназиях на очень высоком уровне преподаются иностранные языки, в том числе и редкие, в других - точные и естественные науки. Где-то в программе имеется масса милых, но бесполезных предметов, мешающих изучению главного, а где-то - работают с программой международного бакалавриата, позволяющей выпускникам наряду с обычным аттестатом получить аттестат международного образца. Итак, чем же отличается гимназия от обыкновенной школы? Во-первых, в гимназии начиная со старших классов осуществляется дополнительная углубленная подготовка по спецпредметам. Реализуется она в рамках базового учебного плана и составляет, как правило, 10-15% от общего учебного времени. Дополнительные часы отдаются на тот профиль, который выбирает ученик. На первый взгляд, может показаться, что этого времени недостаточно. Но поскольку профильные часы падают только на старшие классы, складывается довольно приличное время - 20-30% от всех занятий. И старшие классы государственных гимназий становятся похожи на начальные курсы вузов: экономика, менеджмент, юриспруденция, журналистика... Гимназические оценки сводятся к отметкам - в привычном понимании. А, кроме того, в гимназиях существует много такого, что делается не ради отметок, а ради знаний. Для выявления лучших из лучших "Карьера" воспользовалась абсолютно прозрачной балльной системой. Гимназиям были разосланы таблицы с вопросами. Данные из этих таблиц и легли в основу топ-листа. За каждый ответ "да" гимназия автоматически получала в свою копилку 10 баллов. Подробное расписывание этого "да" прибавляло к базовой десятке соответствующее количество баллов. Ответы, запрашиваемые нами в виде процента, один к одному плюсовались к набранной до этого общей сумме. Так же - один к одному - шло в итоговый балл число психологов и врачей, работающих в гимназии. Основное внимание уделялось наличию экспериментальных площадок и новым педагогическим технологиям. Интегрированные уроки совмещают различные элементы учебных программ, исключая при этом противоречия и дублирование одних и тех же понятий, и акцентируют взаимную опору в развитии ведущих понятий в дисциплинах. Что полностью согласуется с концепцией развивающего обучения. Пример - интегрированный урок "Информационные технологии" и "Деловой английский язык". Тема занятия: "Компьютерные технологии, техника и маркетинг". Цели и задачи урока: образовательная - обобщить и систематизировать знания по изученным предметам (маркетинг, деловой английский язык, информационные технологии, этика и психология деловых отношений; расширение деловой активности, кругозора); воспитательная - приобщить учащихся к деловому миру, сконцентрировать внимание на проблемах современного информационного рынка и рынка труда; создать предпосылки для самообразования; развивающая - сформировать потребность получения знаний не только в традиционной форме, но и в повседневной практической деятельности. Технические средства обучения: локальная компьютерная сеть, мультимедийное оборудование, принтер. (Источник: Конгресс конференций "Информационные технологии в образовании") Модульное обучение меняет форму общения учителя и ученика - учитель перестает быть носителем информации, становясь консультантом. Модульная программа выделяет основные научные идеи курса; структурирует учебное содержание вокруг этих идей в определенные блоки; формирует комплексную дидактическую цель. На основе разработанной программы создаются модули на печатной основе, которые размножаются для каждого ученика. Кроме того, модульное обучение определяется четкой структуризацией содержания обучения; последовательным изложением теоретического материала и обеспечением учебного процесса модульной программой и модулями; адаптацией учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам учащихся и выбору форм и методов обучения. (Источник: Конгресс конференций "Информационные технологии в образовании") Экспериментальные площадки отрабатывают новые методики и технологии обучения и воспитания. По сути, это мастер-классы и лаборатории педагогического мастерства и для учащихся, и для преподавательского состава. Примеры экспериментальных площадок: "Тьюторское сопровождение"; "Информатика и IT в младшей школе"; "Развивающаяся школа: проблема научно-практического взаимодействия"; "Европейская билингвальная школа (российская модель)". ТАБЛИЦА 1. Топ - лист Графа (1) - N Графа (2) - N гимназии Графа (3) - Количество психологов Графа (4) - Количество врачей/медсестер Графа (5) - Попечительский совет Графа (6) - Педагогические семинары Графа (7) - Процент учителей высшей квалификационной категории Графа (8) - Компьютеров на 10 учащихся Графа (9) - Иностранные языки Графа (10)- Награды за участие в международных/всероссийских олимпиадах в 2002 г. Графа (11) - Окончивших гимназию с золотой/серебряной медалью в 2002 г. (%) Графа (12) - Связь с вузами Графа (13) - Спецпредметы (профильные предметы) в старших классах Графа (14) - Внеклассная работа Графа (15) - Обмен опытом с другими гимназиями Графа (16) - Эксперементальная площадка Графа (17) - Интегрированые уроки Графа (18) - Новые педагогические технологии (1)(2)(3)(4)(5)(6)(7)(8)(9)(10)(11)(12)(13)(14)(15)(16)(17)(18) 1 1531 2 2 Да Да 51 0,73 В 5 класс принимаются дети изучавшие языки с 1 класса. С 5 класса - второй ин. яз., с 7 класса - третий. 22*1/4 5/6 ГУ ВШЭ, МГУ, МАТУ, Академия им. Губкина, Станкин, МГОУ, МПГУ Бухгалтерский учет, менеджмент по туризму, технический перевод, страноведение, испанская литература, англо-американская литература Экскурсии по Москве и в другие города, в т.ч. и за рубеж; работа кружков; школьные праздники, газеты, спектакли и пр. Да. За рубежом: BSB (г.Брюссель).Москва: школы МБ ("Премьер", МЭШ, гимназия 45 и др.).Челябинск: 86, 89 Международный бакалавриат, совершенствование языкового образования, "Эффективная школа" - Альтернативное оценивание. Компьютерные технологии. Стратегии чтения, письма, говорения (CKWL, JSR, Story mapping, graphic organaяer и др.). Критическое мышление. Проектная методика. Деятельностный подход. Уровневая дифференциация. КСО и др. 2 1576 3 2 Да Да.*2 80 2,5 В 5 класс принимаются дети, изучавшие английский в начальной школе (тестирование); с 6 класса - французский, немецкий. -/1 17,5 МГУ, РГГУ, ГУ ВШЭ; МГУП, МИСиС, МВТУ Историко-филологический, социально-экономический, физико-математический, естественно-научный, информационно-технологический, ин. яз. Спектакли "Праздники эпох" сценарии, костюмы и постановки готовятся учащимися и являются итогом изучения данной исторической эпохи Да "Совершенствование содержания структуры образования", "Школьное информационное пространство", "Системное гуманитарное образование в едином информационном пространстве" Да Да 3 1518 2 1 Да Да 82 3 Со 2 класса - второй (немецкий или французский), с 5 класса - третий. -/4 4,7 Финансовая академия при правительстве РФ По выбору Да Да, с российскими и зарубежными "Экономическое образование как системообразующий фактор гимназического образования" Да Проектно-исследовательская деятельность учащихся, интегрированные уроки 4 1534 1 1 Да Да 95 1,5 С 5 класса - английский, с 7 класса - немецкий или французский -/2 0,7 МИСиС, РУДН, МБИ Банковское дело, англ. яз., история, математика, физика Да Да Нет Нет Информационные технологии. Методики коллективного сотрудничества учителей и учеников 5 1514 5 3 Да Да 39 1,4 В прогимназии со 2 класса, в гимназии с 6 класса - латинский, с 8 класса - французский или немецкий. -/5 2,3 МГУ, РГГУ, МПГУ, ГАНГ Математический, гуманитарный, естественнонаучный, культурологический профили Система разнообразных научных обществ, клубов, студий, кружков, система экскурсионной работы с выступлениями по итогам работы (спектаклями, творческими отчетами, конференциями) Да "Одаренные дети", "Школа здоровья", "Культура мира" Да (с РГГУ) Индивидуальные образовательные маршруты, модульные, интенсивные курсы иностранного языка 6 1513 3 1/1 Да Да 72 1 Со 2 класса - немецкий, с 7 класса - английский и французский. 2/4 4 МАФ, МГПУ, Боннский университет Экономический перевод, литературный перевод текста, гид-переводчик, DSD - международный экзамен Турклуб, экскурсионный клуб, две театральные студии г.Ингольштадт, г.Висбаден, г.Дюссельдорф (Германия) "Прогимназия как основа гимназического образования", "Компетентный подход к образовательной прессе" Нет "Использование компьютерной техники", "Методика учебного проекта в обучении учащихся" 7 1527 2 2 Да Да 65,8 0,4 Со 2 класса - немецкий, с 5 класса - английский. 25/4 4,5 МГПИ им. Ленина, МАТИ Лингвистический, естественно-научный профили. Клубы, кружки дополнительного образования, внеклассная работа Да (гимназии 1552 и 1526) "Языковое пространство" Нет "Методика проектов", "Методика критического мышления" 8 1507 1 1 Да Да 55 1 С 1 класса. - первый иностранный язык, с 5 класса - второй и третий. -/16 1/3 МГЛУ, МГПУ Бизнес, гид-переводчик Сочинения, рефераты, эссе, выпуск школьного журнала "Время колокольчиков" Маклинская школа (г.Малый Ярославец ) Комплексно-целевая программа "Учение школьника", "Античная культура - исток и основа европейской цивилизации. Адаптация учебников английского языка издательства "Лонгмэн" к учебникам английского языка отечественных авторов Да Модульная система. Технология разноуровневого обучения (история, иностр. языки). Проектно-исследовательская деятельность учащихся 9 1541 4 - Да Да 62 0,6 С 1 класса - первый иностранный язык, с 6 класса - второй, с 8 класса - третий (факультативно). 2/1 0/13 МГУ, МПГУ, МЛГУ Да Обсуждение на классных часах, выпуск школьной газеты, сочинение, создание проектов МХК, история костюма и пр.) Да "Комплексная программа медико-психолого-педагогического содействия сохранению и укреплению здоровья обучающихся в условиях гимназического образования", "Язык как ключ к пониманию культуры" в режиме городской экспериментальной площадки "Инновационное поле языкового образования" Нет Модульная технология, проектная деятельность учащихся 10 1505 5 2 Да Да 60 1,3 С 7 класса. -/10 2 МПГУ, МГПУ Да Выездные лагеря, педагогическая практика, газета, телецентр, театральная студия, туристический клуб Да Да Да Да 11 1542 3 2 Да Да 60 0,5 С 1 класса - английский, с 5 класса - французский. - 15 МГПУ, МГУИЭ, МГТУ им. Баумана, Академия труда и социальных отношений Русс. яз., литература, история, математика, физика Школьный театр "Дебют", спортзал, компьютерный класс, беседы, диспуты, КВН, марафоны и др. Школы Псковской обл., Минска, Узбекистана Да 4 ГЭП Проектная деятельность, модульные уроки, КСО, мастерские 12 1532 2 - Да Да 65 0,5 С 8 класса - второй язык. 2/12 - МГИУ, МИРЭА Да Да Да По модернизации среднего общего образования - Проектная деятельность учеников 13 1526 3 1 Да Да 44 0,9 С 1 класса - английский, с 6 класса - немецкий или француский, третий - факультативно. 11/1 - МГГУ, РХТУ, МГАТУ, МГПУ, ВГНА, ГУ ВШЭ Да Да Да Городская эксперементальная площадка по языковому образованию Нет Информационные технологии 14 1567 1 - Да Да 43 1 С 5 класса - два языка, с 8 класса - третий. 2/3 - МГТУ, МГУ, МПГУ Математика, физика, биология, химия, литература ~ Четыре театральные студии, около 30 кружков и др. Да "Школьное информационной пространство" Да Новые информационные технологии, интегрированные курсы, дистанционное обучение 15 1504 3 1 *3/1 Да Да 45,5 0,4 С 5 класса (в начальной школе с 1-го) - английский, с 5 класса - французский/немецкий, с 8-го - латинский. - 0/7 МГПУ, ГУ ВШЭ Нет Культурологическая программа Да "Единое школьное информационное пространство", "Адаптация зарубежных учебников к требованиям федеральных и региональных программ", "Система внеклассной работы по иностранному языку", "Проектная деятельность" Нет Модульная система, Дальтон-план, метод проектов, "Свободная дискуссия", индивидуальный образовательный маршрут 16 1543 2 1 Да Да 42 0,7 С 1 класса - английский, с 5-го - французский или немецкий, с 6 кл. - латинский. 1/5 1 МГУ, МПГУ, РГГУ Литература, история, математика, биология, физика, химия Да Технический лицей г.Таллина Нет Нет Да, модульное обучение 17 1530 8 2/1 Да Да 35 0,7 С 1 класса - первый ин. яз. (в прогимназии), с 5 класса - второй, третий - факультативно. 1 4,5/13,6 МГУ, МПГУ, МГАПиИ, РМГУ В старших классах индивидуальный учебный план Лаборатории и общества на кафедрах. Театры: русский театр, шекспировский театр "Глобус", театры на английском, французском, немецком языках, гостиная "У камина" для пяти-шестиклассников. Гимназия является базовой школой в округе по проблеме гимназического образования и экспериментальной работе с одаренными детьми "Совершенствование содержания и структуры образования", "Обучение по индивидуальным учебным планам", "Языковое образование", "Школьное информационное пространство" - Информационные технологии, индивидуальный учебный план, технологии работы с одаренными детьми. 18 1508 2 1 да Да 46 4 С 5 класса -продолжение углубленного изучения английского, с 8-го - немецкий, французский или испанский, с 10 класса - третий язык. 1/2 1 МГУ, МПГУ, ГУ ВШЭ, МВТУ Математика, биология, история, физика, химия КВН, летние и зимние лагеря, тематические классные часы, походы, экскурсии Да Индивидуальный учебный план в старшей школе.Метод проектов в языковом образоваании Нет Модульная система обучения, проектные технологии, информационные технологии 19 1512 4 1 Да Да 45 1 С 1 класса - первый язык, с 5-го - второй. - 4 ГУ ВШЭ, ГУУ Да Да Да "Школьное информационное пространство" Нет Технологии сотрудничества (информационные, проектные) 20 1521 1 -/1 Да Да 22,6 0,3 С 5 класса - французский. и английский, с 9-го - латынь. - 0/15,1 МГЭИ Физика, математика, словесность, ин. яз. Курс "История искусств" Да Городская экспериментальная площадка "Пушкинское слово" - Проектная деятельность учеников *1 43 учащихся прошли международные экзамены + 15 сертификатов программы Международного бакалавриата *2 Учителя гимназии ежегодно проводят семинар для учителей других школ по теме "Использование информационных технологий в преподавании гуманитарных предметов" *3 Зубной врач

Новости по теме

Другие новости

Наши спецпроекты