9 июня 2003 Образование

Обзор российской прессы за 07 июня 2003г.


(обзор подготовлен ГНИИ ИТТ "Информика")
Дата: 07.06.2003 Название: А что в конвертах и откуда?. Автор: ЕЛЕНЕ ЗИНИНОЙ, СПЕЦИАЛИСТУ ДЕПАРТАМЕНТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ, УЧИТЕЛЮ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ, ЗАДАВАЛА ВОПРОСЫ ЛЮДМИЛА ПЕЧАТ Издание: ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ Как составляются темы экзаменационных сочинений - Откуда берутся темы выпускных сочинений? - Министерство обращается к опытным учителям, методистам с просьбой предложить интересные темы сочинений. Из этих предложений формируется своеобразный "банк тем", с которым работает группа специалистов, чьи имена по понятным причинам держатся в тайне. Но среди них тоже много опытных учителей, людей, хорошо знакомых со школой. В течение нескольких месяцев они формируют список тем данного года в соответствии с техническим заданием. Это задание содержится в специальном письме, согласованном с министерством и руководителями департаментов и разосланном по регионам еще с осени. Теперь наступает очередь экспертов. Они еще раз прорабатывают список тем и формируют из них комплекты, один из которых и достанется выпускникам на экзамене. Эти комплекты утверждаются департаментом общего образования, приобретают официальный статус, менять в них что-либо уже нельзя. Поэтому, несмотря на отдельные замечания в адрес списка тем этого года, мы ничего не стали переделывать. Да и замечаний, если честно, министерство получило не много. Выступление Л.Айзермана на Педагогическом марафоне (он в принципе против открытых тем) и письмо петербургских учителей - вот и все. Впрочем, и эти замечания мы непременно рассмотрим, когда сядем обсуждать итоги нынешних экзаменов. Проанализировав все недостатки, мы сформулируем принципы, которые будут описаны в новом письме, и это письмо будет отправлено в регионы... - Каковы критерии отбора тем? - В первую очередь соответствие требованиям на данный учебный год тому самому письму, где указаны основные принципы составления тем сочинений. Скажем, в этом году из пяти тем комплекта одна - свободная, посвященная философской, нравственной проблематике произведения, три темы - по XIX веку. Одна тема - анализ текста и т.д. Второй критерий - соответствие требованиям программы, минимальному списку произведений, обязательных для прочтения. Любую формулировку можно раскрыть на материале именно программного произведения, хотя, если ученик читал больше, он вправе использовать свои знания. Правда, действующий сегодня программный минимум, к сожалению, достаточно размыт, там встречаются формулировки типа "и др.", но мы не выходим за рамки указанных там названий. Впрочем, если речь идет о стихах, то такие небольшие по объему тексты легко прочесть на экзамене. Даже если учитель не разбирал их подробно в классе, выпускник может, владея навыками анализа текста, написать о своем восприятии, не углубляясь в литературоведческие тонкости. В конце концов, нас интересует именно читательская реакция, умение работать с текстом, а не знакомство со статьями критиков. Тема обязательно должна соответствовать возрастным возможностям ребенка. Темы должны быть разных уровней: ведь писать их придется и гуманитариям, и технарям, и отличникам, и троечникам, но при этом каждая тема остается посильной для выпускника. К тому же предполагается, что любую тему можно раскрыть и попроще, и посложнее. Каждый комплект должен быть сбалансирован в отношении количества включенных в него произведений крупной и малой формы, разных жанров, разных временных периодов. Произведений XIX века больше, потому что их больше изучают в школе. XX век, в сущности, только в 11 классе. Отдельная проблема - формулировка последней, 5-й темы. Почему в этом году так много цитат? Невозможно сформулировать на уровне понятий 70 тем (столько, сколько комплектов), связанных с философскими, нравственными категориями. А повторы в открытом списке тоже невозможны во избежание списывания со шпаргалок. Наконец, цитаты, неопределенные формулировки предоставляют ученику больше свободы в выборе произведения. Дата: 07.06.2003 Название: Когда конверты были вскрыты.... Издание: ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ Выпускное сочинение-2003: о чем охотнее всего писали одиннадцатиклассники Второго июня одиннадцатиклассники сдавали письменный экзамен по литературе. Им было дано право выбрать между изложением с элементами сочинения и сочинением по заранее объявленному списку тем. В каждом регионе транслировали утром процедуру "розыгрыша" конкретного комплекта, после чего выпускники приступали к работе. В Москве и Московской области перед запуском лототрона выступила Л.П. Кезина, еще раз напомнив, что в столице второй и, в сущности, в последний раз проходит это мероприятие так широко. Уже на следующий год только половина москвичей примет в нем участие, поскольку вторая половина будет сдавать ЕГЭ. Корреспондент попытался выяснить у девушки за первой партой, какую тему она бы предпочла. Ученица была готова ко всему. Зрителям сообщили, что все шарики абсолютно одинаковы по весу. Выпал N12. Учителя вздохнули с облегчением - нехудший вариант. По нашим данным, большинство выбрали драматургию А.Н.Островского. Беспроигрышная и хорошо отработанная тема. Надо сказать, что и в других регионах темы "программные", традиционные выбирали чаще. Увлекающиеся натуры взялись за Раскольникова. Хотя в 17 лет явно не хватает опыта и культурного багажа, чтобы согласиться с утверждением (или опровергнуть?), что герой - "истинно русский человек". Предполагался пересказ учебника? Многие писали пятую тему: "Искусство непременно стремится к добру..." (Н.В.Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.) Конечно, по Булгакову - "Мастер и Маргарита". С формулировкой не спорили, хотя она довольно сомнительна. Герой-бунтарь в поэзии Маяковского привлек только страстных поклонников творчества поэта. Анализировать "Песню" Жуковского почти никому не хотелось. Может, стихотворение попалось не самое любимое, может, элегическое настроение не соответствовало моменту. Отдельные выпускники пытались быстренько выяснить, под каким номером шла та или иная тема в общем списке. Видимо, шпаргалки были у них разложены не по комплектам... Впрочем, не только сочинения можно было списать. Из Рязани нам сообщили, что тексты экзаменационных изложений, рассылаемые по школам в запечатанных конвертах, еще накануне появились в Интернете. Все же половина старшеклассников изъявили желание раскрывать темы из комплекта N 51, который им достался. Телевизионная трансляция в рязанской школе N 51 в решительный момент была прервана единогласным "ура!". Совпадение номера школы и номера комплекта сочли добрым знаком. По словам директора Ольги Николаевны Маслюк, большинство писали "Образ Руси в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"". Санкт-Петербургу по случаю юбилея, вероятно, тоже повезло. Один из лучших комплектов - N 10. Все темы внятные, корректные, интересные. И про парадоксы личности Печорина есть что сказать, и про проблему нравственного выбора (опять выбор!) в прозе Булгакова. Директор омской школы N 44 Нина Ивановна Андриенко уверена, что сочинения трех ее учениц на тему "Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих" (Ф.М.Достоевский) из 35-го комплекта достойны опубликования как полноценные художественные произведения. Ее удивляет, как глубоко и поэтично молоденькие девушки сумели раскрыть такую сложную тему, написали даже о том, что любовь не только созидает, но и разрушает личность. Остальные в основном занимались "Евгением Онегиным" или князем Андреем. Опять же - программа. В Тюменской области большинство ребят изначально были нацелены на изложение. Узнав о том, что выпал 49-й комплект, многие изменили мнение, хотя в целом расстановка сил осталась прежней и значительная часть выпускников пересказывали отрывок из "Поднятой целины" Шолохова. Авторы сочинений тоже обратились к творчеству писателя-казака, рассуждая о "страдании и боли" на примере "Судьбы человека". Вообще наш небольшой опрос показал, что помимо прочих факторов место жительства выпускника влияет на его выбор. Так, в маленьких городах дети предпочитают писать изложение, самый "используемый" писатель у них - Шолохов. В крупных городах чаще выбирают сочинение, а любимый автор - Булгаков. Отдельно хочется посочувствовать тем школам, куда пришли на экзамен проверяющие из департамента. Их появление означает не только дополнительные расходы, связанные с необходимостью срочно накрыть стол и найти красивый букет цветов, но и дополнительную нервотрепку, поскольку некоторые чиновники не позволяют даже подойти к ученикам. Никаких вопросов! В одной московской школе, где сочинение писали 13(!) выпускных классов, а параллельно уже полным ходом шел ремонт, и кабинетов лишних не было, гости за 15 минут до начала экзамена потребовали посадить всех потенциальных медалистов в отдельное помещение, чтобы за ними "легче было следить". Учителя и администрация еле убедили разгневанных чиновников в невозможности выполнить распоряжение. "Хоть бы накануне вечером телефонограмму дали, мы бы сумели что-то сделать", - причитала директор. Экзамен прошел "в спокойной рабочей обстановке...". Школьный отдел Дата: 07.06.2003 Название: Выпускные испытания по выбору: мифы и реальность. Автор: ОЛЬГА ЛЕОНТЬЕВА Издание: ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ Подразумевается, что дети должны выбрать предмет, который им по душе. Но всегда критерий выбора совсем иной... Экзамены настолько плотно вошли в нашу жизнь, что никто (или почти никто) не сомневается в их правомерности. Обсуждается лишь способ их проведения: тесты, ЕГЭ, ответы по билетам или реферативные работы... Поэтому и мы вслед за другими не будем обсуждать самый главный миф об экзаменах - их целесообразность - и поговорим о другом экзаменационном мифе, который близок каждому учителю. Об экзаменах по выбору. Дети Слово "выбор" плотно прижилось за последние годы в школьном лексиконе. Сегодня только ленивый не говорит о выборе предметов или углубленных курсов, а экзамены выбирают на первый взгляд все ученики девятых и одиннадцатых классов. Так ли это на самом деле? Представьте себе одиннадцатый класс, в котором тридцать учеников. Обычный класс, не специализированный, без всякого "уклона". В этом классе, естественно, собрались совершенно разные дети: одна-две "звездочки" (это те, которых ребята обычно называют "ботанами", то есть самые исполнительные и успевающие на "отлично" по всем предметам), пять-шесть хорошистов, два-три отпетых двоечника (ведь не хотели их брать в десятый класс, но деваться было некуда, закон есть закон) и остальные - нормальные (обычные) ученики. Одиннадцать лет они учились тому, что предлагали учителя: математике, физике, языкам, истории... Только никто никогда не учил их выбирать! В лучшем случае разрешали остановиться на одном или нескольких факультативах, но и тут все сделано очень хитро (как и в так называемых профильных классах): выбрал в начале учебного года - ходи постоянно, получай отметку. Никому при этом не важно, как изменяется ребенок, интересно ему там или... И вот классный руководитель говорит, что дети могут (должны! обязаны!) выбрать экзамены, которые они будут сдавать. Вот уж чудо, так чудо! Бедные наши выпускники начинают лихорадочно метаться. - Я очень люблю биологию, у меня пятерка выходит, но учительница - просто зверь. На экзаменах ни одной ошибки не простит. Нет уж, лучше выберу английский: хоть и не очень хорошо знаю, зато принимать его будет наша классная. Да и ниже тройки все равно не поставят, так что рисковать особо нечем. - Боже! Я же по всем предметам ни бум-бум... Что бы такое сдать??? - А можно я химию сдам? Полгода не посещала... ну и что?! Учительница добрая, всегда помогает. Уж лучше к ней на экзамен, чем к кому другому. Лишь самые отчаянные и настырные выбирают предмет, а не учителя. Но таких мало, очень мало. Вот и приходится бедной "классной маме" по десять раз переписывать списки выбранных экзаменов. Можно ли научить выбирать? Точнее, планировать свои действия, анализируя существующие возможные варианты? Наверное, да, только не путем введения еще одного школьного предмета под названием выбор. А пока каждого этому учит жизнь вне стен школы, вот дети и демонстрируют нам свое умение, то, чему научились: чаще всего выбирают не предмет, а учителя. Учителя Еще хорошо, если учителя-предметники не вмешиваются в этот процесс, а то бывает и так. Ребенок выбрал историю, например, а учитель ему: "Ты что, с ума сошел?! Ты же отродясь ни одной даты запомнить не мог, а тут столько материала!" Ученику делать нечего, ведь идти поперек мнения учителя - тебе же самому на экзамене хуже будет. Переписывается на физкультуру, а там снова: "Да ты же ни одного норматива не сдашь!" И мечется ребенок от одного преподавателя к другому, просто диву даешься, как в конце концов умудряются наши дети сдать эти экзамены! Казалось бы, зачем об этом говорить сегодня, ведь процесс запущен, выбор сделан... Нет, именно сегодня самое время поговорить о выборе экзаменов. Потому что в результате этого так называемого выбора один учитель принимает экзамен у тридцати учеников, а другой - у одного. А заработная плата, между прочим, у всех одинаковая. Те, у кого экзаменуемых мало, обычно говорят с гордостью: "Это потому, что я строго спрашиваю, да и предмет у меня трудный". И экзамен у него начинается в девять, а заканчивается в десять. И сдают все (один-два) на пятерки. А другие работают с утра до вечера: предмет у них "простой", учителя "добренькие". Давайте теперь посмотрим на проблему с другой стороны. Если учитель работал с детьми два последних года, а его предмет не выбирают, то, может быть, не потому, что ученики такие бестолковые, а просто учитель где-то недоработал, не научил? Не здесь ли становится виден результат нашей работы? Вот он, образовательный рынок, только он никак не поддерживается финансово. Так, может быть, мы сами можем поддержать тех, кто принимает экзамены по выбору у целых классов, хотя бы добрым словом... Вы - самые лучшие учителя! Альтернатива Учитель, который понимает, что выбор сдачи экзамена по его предмету есть высочайшая степень проявления доверия и уважения к учителю, старается не отпугнуть ребят, поддержать, помогает найти нужный и удобный для ученика способ сдачи предмета. Ведь его можно сдавать не только по билетам, но и в реферативной или творческой форме. Это, конечно, знает каждый преподаватель, только работа эта занимает гораздо больше учительского времени и сил. Ведь нужно не только помочь найти тему, но поддержать ученика во время работы и ее оформления. За простыми словами на титульном листе реферата "Руководитель..." стоят часы, недели совместного творчества учителя и ребенка. Правда, этот труд в школе тоже никак не оценивается. Вот в институте за дипломников доплачивают, а в школе... какая же это работа? Но как раз наоборот. Дипломник - взрослый человек, он и сам может (и должен) справиться. А вот шестнадцатилетний подросток, работая над рефератом, учится очень многому, и ему постоянно нужна помощь. А учителю, который выпускает ребят с хорошими рефератами и творческими работами, нужна, конечно, финансовая поддержка. Или хотя бы доброе слово. Вы - самые лучшие учителя! Цифры Сводных данных по России о том, какие экзамены выбрали дети, не существует. И наверное, это очень хорошо. Однако многие департаменты образования собирают эти сведения не столько для отчета по вертикали управления, сколько для себя. Устойчивые первые места занимают биология, история и (в последнее время) физическая культура. Но как только в районе (со слов руководителей методических центров) появляются хороший методист, опытные, сильные учителя по любому другому предмету, так именно их и начинают выбирать наши ученики. А кого выбрали дети в вашей школе? *** СПРАВКА Впервые пробные переводные экзамены в средней школе по выбору детей провели в середине 80-х годов по инициативе министерства. По результатам эксперимента решили провести по выбору учеников и выпускные экзамены. В 1989/90 году в соответствии с Письмом N 18-у от 12.03.90 ученики выпускных классов получили право выбирать 2 экзамена из 4 в 9 классе и 3 экзамена из 5 в 11-м. Два обязательных письменных экзамена - русский и алгебра в 9-м, литература и алгебра в 11 классе. Региональные органы управления образованием имеют право назначить один дополнительный экзамен на свое усмотрение. В первые годы они этим правом пользовались чаще, чем в последнее время.

Новости по теме

Другие новости

Наши спецпроекты