Обзоры и аналитика

Тотальный диктант – 2019: готовность номер один

news
3 фото

В 2019 году акция «Тотальный диктант» пройдет 13 апреля. Корреспондент портала «Российское образование» пообщался с руководителем проекта Ольгой Ребковец и узнал о том, что ждет участников акции в этом году. 

Как разрослось количество площадок акции в 2019 году?

Сейчас мы еще получаем подтверждения от городов, финальные цифры будут ближе к самой акции. Мы работаем над расширением географии по всему миру, в России тоже привлекаем новые города, регионы. В основном это малые города. Также растет количество площадок. На сегодняшний день подтверждено 60 новых российских площадок. 530 российских городов подтвердили свое участие, и это  без учета городов-спутников. За рубежом на сегодня подтверждено 152 города, 56 стран. 

Сколько человек участвовало в Диктанте в прошлом году и какие цели на этот год? 

В прошлом году в Диктанте участвовало 227 тысяч человек. Последние два года мы не ставим себе планок по численности. Для нас важно уделять внимание качеству проведения акции. В некоторых городах есть потенциал для роста количества участников, но нет потенциала для роста количества проверяющих. Некоторые возможности роста ограничены организационным ресурсом акции. Мы думаем, что качественный рост будет приводить к росту количества участников, но конкретных задач по показателям мы не ставим. 

Очень большой потенциал роста для онлайн-диктанта. В прошлом году его написало чуть более 20 тысяч участников, но мы готовы и к большему количеству. 

Нет ли конкуренции между оффлайн- и онлайн-площадками? 

Диктант – это разноформатное мероприятие, и у участников очень разная мотивация. Те, для кого ценно написать его именно ручкой, не уйдут в онлайн. А есть те, кто не готов потратить четыре часа своего времени в субботу, но готов потратить час за компьютером. Онлайн – хорошая возможность для мам с детьми поучаствовать в акции и для тех, кто по разным причинам не может прийти на площадку. Это не воровство аудитории, а дополнительная возможность ее расширить.

Как объяснить выбор Таллина как столицы Тотального диктанта? 

Для нас это тоже было неожиданностью. В прошлом году было два фаворита. В этом году все города, претендующие на звание столицы, были сильные. Таллин выбрали как город, который представил самую достойную кампанию города-столицы. Обсуждение жюри привело к  тому, что выбор пал на Таллин, так как он показал среди претендентов  наибольшую готовность принять акцию.

Таллин и до этого был самой крупной площадкой? 

У Таллина есть мощная поддержка мэрии города. Там всегда собирается большое количество участников. В 2016 и 2017 годах в Таллине были зафиксированы рекорды – самая большая площадка акции, на которой одновременно диктант писали почти 3 тысячи человек (2200 человек в 2016 году и 2800 человек в 2017 году). В 2018 году от этой идеи отказались и сделали три большие площадки.  Но это не было ключевым фактором. 

Таллин предложил интересную идею интерактивной экскурсии по городу для всех желающих и прямые включения из города, чтобы каждый мог наблюдать за тем, что в этот день происходит в столице. Ну и также важна хорошая команда – это филологи, учителя-русисты, общественники, вузовские преподаватели. 

Автором текста Диктанта в 2019 году стал Павел Басинский. Какие еще были варианты?

Авторов мы выбираем экспертным советом и штабом. Все предлагают свои варианты. Павла Басинского давно рекомендовала председатель Экспертного совета Тотального диктанта Наталья Кошкарева. В этом году мы сделали ему предложение, и он быстро согласился.

Мне очень нравится концепция, по которой выстраиваются тексты. Это детективные истории, основанные на классических сюжетах или биографии, –  Горький «На дне», Пушкин «Моцарт и Сальери», Гоголь «Мертвые души» и сюжет про Льва Толстого и зеленую палочку. 

Хочется верить, что участникам, которые будут писать Диктант в одной зоне, захочется почитать и другие тексты. Я рекомендую всем перечитать эти произведения, потому что будет интереснее писать, освежив в памяти сюжеты. Это классная идея, и надеюсь, участникам она тоже понравится. 

В чем сложность текста этого года? 

Из года в год кочуют сложности –«н/нн», «не» слитно или раздельно, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. В этом году следует обратить внимание, поскольку упоминаются произведения классиков, на прямую речь и кавычки. Это тоже будет отрабатываться на «Русском по пятницам», потому что мы каждый год адаптируем курс под сложности текста.

Становится ли легче привлекать авторов по мере роста акции? 

Да, правда, с другой стороны, становится труднее: в современной литературе очень много хороших писателей, а один год – это всего один автор. Выбор очень трудный. Мы стараемся делать возможным сотрудничество с разными авторами в разных сферах Тотального диктанта. 

Как штаб Диктанта работает, будучи в разных часовых поясах? 

Работа штаба не останавливается, каждый в своем часовом поясе работает. Мы встречаемся два раза в год – в конце января в Новосибирске на конференции, посвященной Диктанту, и летом на стратегической сессии. В основном работа дистанционная. 

Сила Диктанта в том, что нет нерешаемых задач, есть амбициозные цели, а желание созидать и позитивная энергия делают их реальными. 

Как удается не утонуть некоммерческой акции? 

Каждый год у Тотального диктанта новый цикл, и каждый год мы выходим на другой уровень. До 2015 года все были волонтерами, и мы могли собраться за два месяца и отработать Диктант. Привлекались минимальные партнерские ресурсы, и финансирование акции на федеральном уровне было меньше миллиона в год.

Чем больше рост проекта, тем выше требования к качеству его проведения, тем больше времени требуется от команды. Сейчас люди, которых мы привлекаем в команду, с удивлением обнаруживают, что Диктант один день в году, а работа на целый год: конференция, подготовительные курсы, онлайн-курсы, онлайн-школа, автопробег, конкурс столицы – это возможность стимулировать к развитию крупные города Тотального диктанта.

С каждым новым этапом и объем требуемых ресурсов растет, и повышаются цели по привлечению ресурсов. К нашему удивлению, коммерческие структуры не всегда понимают свою выгоду от участия. Здесь очень понятна целевая аудитория (80% женщин от 18 до 35), но бренды, которым нужна эта аудитория, не очень понимают, при чем тут русский язык. 

Мы стараемся привлекать мужскую аудиторию: автопробег – один из таких инструментов. В конкурсе сочинений «Как я писал Тотальный диктант» уже появляются новые сюжеты, например сюжет знакомства на Диктанте с умными девушками.

Сейчас мы научились привлекать ресурсы, но это все равно нестабильно. Пройдет акция этого года, и нам снова нужно будет думать о контрактах на следующий год. В настоящее время половину денег мы получаем в виде грантов и от спонсоров. Но есть цель привлекать финансирование за счет своей экспертизы русского языка. То есть это корпоративные площадки, корпоративные обучающие программы Тотального диктанта, некоторые платные курсы плюс издание литературы. Мы хотим выделить этот сегмент для обеспечения стабильности существования акции. 

А корпоративы проводите?

Да, сегодня компании уже отошли от того, что корпоратив – это какое-то совместное увеселение, все хотят иметь интересный формат и интеллектуальный досуг. Несколько лет назад мы столкнулись с тем, что люди в день Диктанта не хотят коллективом идти на открытую площадку, а хотят, чтобы Диктант приехал к ним в офис. Мы готовы такую услугу предложить. 

Стоит отметить, что мы не выдаем работодателю список участников с оценками, но можем подготовить аналитическую записку по площадке, где будет указано, какие правила вызывают сложности. За это компании готовы платить.

Также есть запрос на Диктант как отдельное корпоративное мероприятие не в день Диктанта. Со своим текстом, диктатором, трансляцией, брендингом. Такое мы тоже делали. Как следствие, запрос на корпоративные курсы. И  мы понимаем, что нет уникальных средств, и для каждой компании приходится разрабатывать свою программу. 

Сейчас мы планируем подготовить платный курс для широкой аудитории, он будет  посвящен деловому русскому для людей, которые работают в бизнесе. 

Какие еще продукты Тотального диктанта появятся? 

В марте вышел «Тотальный помощник». Это ежедневник, в котором вместо справочного блока будут актуальные правила, в которых чаще всего делают ошибки. 

В январе мы выпустили сборник текстов Тотального диктанта плюс небольшие фрагменты других произведений этих же авторов. В начале книги помещены статья о Тотальном диктанте и небольшие справки о каждом из авторов.

Если бы мы были бизнесом и организацией, которая работает по бизнес-схеме, то все это можно было бы развить несколько лет назад, но тут мы выступаем с долей инерции, и эти продукты – реакция на запрос. Надеюсь, в марте заработает интернет-магазин. Хотя эта идея появилась еще в 2015 году. Сейчас мы по мере сил готовим этот проект. 

Новости по теме

Другие новости

Наши спецпроекты